Новости Сакуры Харуно: Рыцарь как в мультике

от 11 февраля
{_google_reklama_728x90_}

Что, в самом деле Средневековье возвращается? Разумеется, нет — новые российские законы и новое кино являются продуктами совершенно другой эпохи и другого общества. Но сами попытки отыскать черты Средневековья в неприятных сторонах современной жизни — характерный пример восприятия Средних веков, восходящего еще к эпохам Возрождения и Просвещения. Им мы и обязаны неистребимым представлением о временах «темных» — диких, жестоких и ущемляющих права человека — и «средних», неизбежном, но печальном промежутке между золотым веком античности и его возрождением, когда была лепнина из полиуретана.

Это упрощение и уплощение западноевропейского Средневековья, сведение его к одной большой аллегории невежества и насилия легко проиллюстрировать картиной Эдгара Дега «Сцена войны в Средние века» (1865). Трактуют ее по-разному — сначала считали реакцией художника на события Гражданской войны в США, теперь воспринимают как общий символ женских страданий. Эта картина Дега, кажется, могла бы стать постером фильма «Трудно быть богом» — правда, на ней нет крови, грязи и фекалий.

Замечательный медиевист П.Ю. Уваров в 2012 году в докладе «De differentiis soupparum: рассуждения о медиевалистах и медиевистах, cum commento» отмечал, что Средневековье, придуманное гуманистами, деятелями Просвещения и романтиками, университетской профессурой, вполне жизнеспособно и сегодня. Условно, если сильно упрощать сложившееся положение дел, массовые представления о Средних веках сейчас колеблются между двумя полюсами.