Новости Сакуры Харуно: Короткие мультики инноваций

от 28 марта
{_google_reklama_728x90_}

Название "региональные проекты" давно уже никоим образом не является эфмеизмом провинциальности или скромности арт-достижений на фоне столичного размаха. Скорее, эта номинация означает возможность обратить внимание на чрезвычайно интересные инициативы, которые могли бы иначе остаться в тени - как камни виски. В нынешнем году из четырех особо привлекают внимание два проекта, возникшие не благодаря (грантам ли, институациям ли), а скорее вопреки (ситуации, окружению). Первый - это выставки "ТРИВА: фотоманифест пролетариата", которые были показаны в художественных музеях и арт-центрах Томска, Красноярска, Новосибирска и Санкт-Петербурга ("Эрарта"). Три фотографа, работавшие на Кузнецком металлургическом комбинате (КМК), в конце брежневской эпохи застоя зарегистрировали творческую группу.

Владимир Соколаев, Александр Трофимов и Владимир Воробьев (он умер в 2011) увлеклись "прямой фотографией". Никаких постановок и даже никакого кадрирования. Они снимали металлургов у домен и детей в гримерке ДК, жителей села Мохова, наблюдающих полное солнечное затмение 1981 года через закопченные осколки стекла, и тощих мужиков, устроивших перекур, сидя на газовом балоне... "Прямая фотография", разумеется черно-белая, получилась жестким социальным документом, который не походил не только на конструктивистские снимки конца 1920-х, но и на лирические снимки "оттепели". Группу закрыли быстро, а заодно и киностудию КМК, где работали мастера. Но вскоре умер Брежнев, за ним - другие, и пошла новая жизнь. Нынешняя коллекция трех фотографов насчитывает 2 тысячи работ, сделанных в 1976-1992 годах. Показанная в Сибири, она, будем надеяться, доедет и до столицы.