Новости Сакуры Харуно: Как вернуть мультики?

от 24 февраля
{_google_reklama_728x90_}

Без кино, конечно, было не обойтись. Как иначе показать "Весенний праздник" — парижский перформанс Мерет Оппенгейм 1959 года. Тогда на теле обнаженной девушки был подан ужин для собравшихся вокруг мужчин. Или улицу с манекенами, выстроенную Марселем Дюшаном в 1938-м,— не зря же Де Кирико говорил: "Чем холоднее и неприятнее манекен, тем больше он похож на человека". Когда и по какому еще случаю эти пленки будут крутить в музее? Надо ли приобрести для этого земельные участки в Тверской области? А тут они к тому же становятся активным черно-белым фоном для вещей и скульптур, положенных в витрины.

Вещи все больше невелики и часто очень неприятны, со многими из них хочется быть разделенным стеклом — вдруг укусят? Некоторые забавны, как телефон-омар Сальвадора Дали (1938), некоторые отвратительны, как меховой зонтик Вольфганга Паалена (1937). И с самого начала выставки в ряды сюрреалистов вербуют современников. Вот Филипп Майо сделал слепки с тела своей подруги, раскрасил их в поросячий розовый и разложил в стеклянной медицинской витрине. Вот Марк Дион отправил пару сотен посылок в адрес куратора, и все они размещены на полках под стеклом и даже не раскрыты — внутри может быть все, что угодно, хоть настоящая расчлененка. Фотографии Синди Шерман с ее гадкими куклами-маньяками тоже вполне укладываются в рассказ о том, что сюрреализм жив, нужно только копнуть поглубже. И наоборот — кукла с четырьмя ногами Ханса Бельмера, пришедшая из 1936 года, показывает, откуда растут ноги и члены в работах нынешних звезд Джейка и Диноса Чепменов, так фраппировавших Эрмитаж два года тому назад.

И это очень хорошо, потому что, если следовать историческому развитию сюжета, окажется, что потерь не меньше, чем обретений. Можно сравнить сушилку для бутылок Марселя Дюшана, с которой начинается выставка, и череп быка, сложенный Пабло Пикассо в 1942 году из велосипедного седла и руля, которым выставка заканчивается.